Они с люльки назывались «люли» |
Солнечный Таджикистан 2001 года. Одетая не по погоде женщина сидит на мосту, прижимая к груди младенца. Рядом бегают два чумазых мальчишки, выпрашивающих у прохожих деньги. Вдруг тот, что помладше, подбегает к проходящей маленькой девочке, несущей в руках мороженое, и выбивает лакомство из рук. Эскимо падает, глаза девчонки наполняются слезами, она бросает в сторону маленького вандала презрительное «Люли!» и убегает. Мальчишка же, как ни в чем не бывало, поднимает сладость с земли и делится ею со своим братом. Весенний Екатеринбург 2011 года. Закутанная во множество платков и платьев пожилая женщина сидит на одной из центральных улиц города. Рядом бегают маленькие мальчик с девочкой, которые подносят к прохожим пластиковые стаканчики для мелочи, и одергивают за одежду людей, не обращающих на них внимание. Всё то же самое, только вместо сказанных с желанием обидеть слов – осторожные, неприветливые взгляды, а вместо понятия «люли» - «цыгане». Собственно, люли – это и есть среднеазиатская ветвь цыган, но только подобная классификация не устраивает ни «классических» цыган, ни самих люли. Я, как простой прохожий, останавливаюсь, достаю из рюкзака пакет конфет и протягиваю детям. Не проронив ни слова благодарности, старшенький, мальчишка, выхватывает сладости, погрузив голову в пакет для детального рассмотрения, затем передает весенний сюрприз девчушке. Сам же просит денег. - Нет денег, правда. Конфеты домой несла вот, а больше ничего нет, - вру я. - Бог тебя поблагодарит, подай ребятам денежку, не обманывай, что нет, когда есть - словно моя совесть, вдруг заговаривает пожилая женщина. - А вы давно тут сидите? – игнорирую просьбу я. -Ну, с утра, часов с десяти, может быть… -И много заработали? -Не сказать, что на день хватит, но ребятки вот собрали маленько, - ёжится женщина. - Устаете, наверное, целый день-то на холодной земле сидеть… - Ну а что делать, не первый же день на улице проводим. Мы люди сильные, закаленные. Я обращаю внимание на то, что акцента у женщины почти нет, предлагаю ей представиться. - Зарина. В переводе означает «золотая», - не без гордости отвечает женщина, встает для беседы и улыбается. - А как давно вы в Екатеринбурге? - Я давно уже тут, лет десять-то точно прошло. Вообще, мы приехали из Узбекистана после распада Союза, потому что раньше как-то попроще было перебираться, мне кажется… Дешевле, что ли. Жили до этого в Краснодаре, в Челябинске. Но дольше всего – в Свердловске. - А мы – это кто? -Я и моя семья. Это вот мои дети – Зарина показывает на трудолюбивых детишек, которые отстали от меня и продолжили «охоту» на прохожих. К слову, складывается впечатление, что она их бабушка, но никак не мать. - И много детей у вас? - Шестеро. Но трое совсем старшеньких, им уже за двадцать лет перевалило. Эти вот поздние у меня… Хуршеду – восемь, а Нозе – четыре. Есть еще одна девочка, но она сильно болеет, за ней сейчас сестры ухаживают. - Ого. Много их так. А они где-нибудь учатся? - Нет. В нашей семье никто не получал образования. Только муж мой, и то класса четыре. А дети… Зачем им это? Если их тоже ждет кочевой образ жизни? - Да не в этом дело. Дело в том, что у нас в народе так сложилось. Женщина отвечает за всё в доме: за то, чтобы никто из членов семьи не болел, за то, чтобы всегда все были сыты. И материальную составляющую тоже должна обеспечивать женщина. Мы не привыкли к тому, что муж - добытчик, мы сами коней на скаку остановим, в избы войдем, денег заработаем, детей накормим и мужу постираем...
-Неужели мужчины вообще никак не помогают? Они, что, просто пользуются заработанным вами и вашими детьми?
-С нами просят только мальчики, но когда они становятся уже юными, а не маленькими - остаются со своими отцами и помогают им. Как бы объяснить... Мужчина - это, в первую очередь, сила. Они строят нам кибитки, работа в лагере летом тоже на их плечах... Да и защищают нас от врагов, если можно так сказать. Бывает, что у нас случаются потасовки то с местными цыганями, то с пьяными горожанами, которые могут поднять руку даже на женщин. Поэтому своих защитников, мужчин, мы очень ценим. - Кстати, о вашем муже. Сколько я не видела люли, что в Екатеринбурге, что в Средней Азии, на улицах всегда сидят женщины. Мужчины считают это низким для себя? - Да не в этом дело. Дело в том, что у нас в народе так сложилось. Женщина отвечает за всё в доме: за то, чтобы никто из членов семьи не болел, за то, чтобы всегда все были сыты. И материальную составляющую тоже должна обеспечивать женщина. Мы не привыкли к тому, что муж - добытчик, мы сами коней на скаку остановим, в избы войдем, денег заработаем, детей накормим и мужу постираем... - Неужели мужчины вообще никак не помогают? Они, что, просто пользуются заработанным вами и вашими детьми? -С нами просят только мальчики, но когда они становятся уже юными, а не маленькими - остаются со своими отцами и помогают им. Как бы объяснить... Мужчина - это, в первую очередь, сила. Они строят нам кибитки, работа в лагере летом тоже на их плечах... Да и защищают нас от врагов, если можно так сказать. Бывает, что у нас случаются потасовки то с местными цыганями, то с пьяными горожанами, которые могут поднять руку даже на женщин. Поэтому своих защитников, мужчин, мы очень ценим. -Если я правильно вас поняла, вы люли? - А откуда ты знаешь это слово? Нас тут все цыганами называют. Мы, в общем-то, не против, только вот российские цыгане никак не хотят признавать нас за родню (улыбается). Я раньше тоже к ним негативно относилась, но потом решила, что Бог всё равно всех рассудит. К чему мне лишний грех на душу брать? К тому же, мы названы люли по легенде. Сам Бог проклял наш народ из-за несправедливости судьбы. Поэтому мы скитаемся… - Я просто жила раньше в Средней Азии, поэтому отличаю вас. Вы, кстати, не пробовали исправить эту несправедливость, которая длится уже столько веков? Почему бы вам не попытаться выбраться из роли бродяг, дать детям образование? - Ты смешная. Когда я была маленькой, я бегала так же, как сейчас моя маленькая Нозанин (указывает на девчушку, просящую денег). И мои родители не говорили мне о том, что есть другой вариант развития моей жизни. И им их родители не говорили. Мы привыкли, это наши традиции, это наша жизнь. К тому же, мы нелегалы. Кто сейчас возьмет моего ребенка в детский сад, в школу? А кто потом оплатит им обучение? И есть ли смысл, если они всё равно вернутся на улицы. - Да, ситуация тяжелая, - безысходно отвечаю я. – А где вы хоть живете-то? - А где придется. Вообще, мы стараемся держаться поближе друг к другу, я про люли, в целом. Летом за пределами Свердловска, раскидываем лагерь. Зимой – по подъездам, подвалам. Где придется… - И как переживаете зимы? - Как видишь, живее всех живых! (смеется). Одежды теплой нет, это большой минус, сама знаешь, какой тут холод, тут уральцам-то тяжело. Стараемся держаться ближе друг к другу по ночам, чтоб согреваться хоть как-то. Если удается денег накопить, снимаем комнаты… Которые без заключений всяких нотариальных. - Документов у вас тоже нет, что ли? - Нету… Нет, они есть, но еще советских времен. Всё давно просрочено… - А как же вы сидите в центре города? Неужели милиционеры не подходят? - Ну и что они со мной сделают? Куда отправят? Где моя родина? Да и много нас тут таких, чтобы за каждым уследить… - И то верно. А люди как к вам относятся? Вам, вообще, комфортно тут живется? - Ну, люди думают, что мы цыгане в стереотипном понимании, обязательно всех обворовываем… Часто неприятности говорят, но еще чаще – просто не обращают внимание. Мы уже стали привычным явлением для них. Конечно, нами брезгуют… Вон они все какие ухоженные (задумчиво смотрит на движущихся по своим делам горожан). А нам-то и помыться негде… Кто мы, а кто они… Одно скажу я точно: мы народ сильный, как бы нас не обижали, обижать в ответ мы не будем. Каждый живет так, как может, как знает. Мы выбрали этот путь. Зарина опять просит у меня денег, я делюсь парой железных десяток, прощаюсь и ухожу домой, в тёплую комнату. А где проведет ночь эта пожилая женщина с кучей ребятишек, по року судьбы или вине традиций лишившихся достойного детства, мне не известно.
На самом деле все люли имеют то или иное гражданство, как правило, это граждане Таджикистана или Узбекистана. Просто документы они прячут или теряют за ненадобностью. Года два назад мы отправили домой в Узбекистан двух женщин с детьми, устанавливали их личности с помощью МОМ, на это потребовалось несколько месяцев. Дети все без документов были. |
Цыгане люли - в Таджикистане и Екатеринбурге
Летом люли спят под открытым небом - на ничейной полосе среди рельсовых путей, на пустырях, зимой - за городом, в палатках, в подвалах. Их дети стучатся в окна наших авто, когда мы стоим в пробках. Городские жители стараются не замечать их, но подаяние все же дают, сочувственно глядя на плохо одетых и чумазых ребятишек.
У «люли», как правило, нет никаких документов. Даже бежавшие от гражданской войны в Таджикистане и осевшие в России не имеют официального статуса, а только старые советские паспорта. Люли не учитывала перепись. Сколько их временно, летом (как многие люли из Узбекистана), или постоянно проживает в российских городах и лесах, неизвестно.
Комментарии
а таки интересно как оно на самом деле)
Мне сложно судить. Эта женщина была первой из трех, к кому я подходила, кто откликнулся вообще на мои попытки побеседовать... Не знаю даже почему, но я реально прониклась доверием к ней... Я всё же наивно полагаю, что она была той из немногих, кто сохранил в себе какие-то человеческие ценности х) Может еще сыграл фактор ее лет - к пожилым людям априори больше доверия)
Сначала я хотела связаться со всякими "высшими людьми". Но на 100% была уверена, что они наговорят гадостей на люли. А как часто мы вообще обращаемся к точке зрения тех, кого ущемляют? Поэтому оставила всё как есть.
не пытаюсь оправдать, но фактологии нет на этот счет, зато известно, как они приходят в магазины за продуктами (или даже за бытовой техникой) с мешками (большими) мелочи. Так что придется поверить на слово - попрашайничеств о - вполне себе доход
RSS лента комментариев этой записи