Интересные факты

Если корейской девушке сказать, что она неважно выгля­дит, у неё круги под глазами, усталый вид и т.п., она не обидится, а воспримет подобное высказывание в её адрес как комплимент - поскольку в Корее считается, что девушке нужно выглядеть хрупкой и болезнен­ной, чтобы вызывать у мужчины желание защитить её, пригреть.


Мигранты: вопросы и ответы

Законодателями ежегодно принимаются поправки в законы, направленные на то, чтобы ситуация с трудовыми мигрантами  была подконтрольной правительству. Но, проблемы в миграционной сфере с регулированием трудовой миграции в РФ существуют относительно давно. Что же такое депортация и амнистия, каковы ее особенности, виды, а также преимущества и недостатки? Эти, и не только, вопросы рассмотрены в статье.


Депортация и амнистия

Миграционная амнистия вызывает не только интерес, но массу вопросов у трудовых мигрантов из Центральной Азии. Часть вопросов, адресованные  нашим гостям постоянной  рубрики «вопрос-ответ», будут от участников целевых групп по трудовой миграции, которых в сегменте социальных сетей - огромное количество.

Миграционная амнистия - это возможность на законных основаниях выйти из «черного списка» и легализовать свое положение в России. Как правило, миграционные амнистии проводятся в отношении мигрантов, которые 2 и более раза совершили административное правонарушение, либо не выехали в течение 30 суток. Кому ещё, даёт  миграционный закон шанс, остаться в России?


Миграционная амнистия, зачем это нужно?

Виктор Себелев, специалист по миграционному праву (Россия, Москва): Эта акция проводится государством по отношению к преступникам/правонарушителям, полностью или частично освобождая их от наказания. По своей сути – это акт милосердия. Сегодня идея, так называемой миграционной амнистии, активно обсуждается в отношении тех, кому закрыт въезд в Российскую Федерацию.

Почему Россия с одной стороны, принимает решение об амнистии, а с другой стороны - депортирует за малейшие нарушения? В чем логика? Наверное, кому-то выгодно?

Рахмон Ульмасов, эксперт по трудовой миграции (Таджикистан, Душанбе): К большому сожалению, российское общество негативно настроено  на трудовых мигрантов. Чиновники идут по пятам популистов и далеких людей от экономики. Прочитайте выводы российских  специалистов. Они все, в один голос говорят, что   Россия без миграции не сможет развивать свою экономику. Мигранты - двигатель российской экономики.  Раньше говорили, что Россия находится в «демографической яме», сейчас она находится «в демографической бомбе». Ежегодно из России  эмигрируют от 200 до 300 тыс. человек. В основном  квалифицированные специалисты. Если прочитать либеральные данные,  то эта цифра может достигать одного миллиона. В своем выступлении на коллегии МВД Владимир Путин сказал, что ежедневно (!) в ДТП погибает 50 человек. Умножьте эту цифру на год, получается 18.000 человек.  Россия ежегодно теряет  трудоспособного  населения до 800.000 чел.

То, что депортируют это элементарное нарушение прав мигрантов. В Интернете есть информация о том, что за один час судья рассмотрела 47 (!) дел по депортации. Теперь, отвечаю на ваш вопрос. Кому это выгодно? Все это делается специально, чтобы испортить отношение  со своими  стратегическими партнерами. Не далек тот день, когда  российские компании будут, ходить по кишлакам Центральной Азии, набирая рабочую силу.

Правительственные чиновники ведут переговоры с Индией, КНДР о привлечении   трудовых ресурсов, а в регионах России - депортируют. Это же, смешно! Злостных нарушителей надо депортировать, но   разве можно депортировать за то, что не оплатил за  коммунальные услуги?! Вы спрашивается, для чего тогда придуман закон о депортации? Отвечаю: такие законы имеют все страны мира. Но, надо применять  это реально, а не специально, и не ради депортации и отчётности.

Эффективны ли, так называемые, миграционные амнистии?

Виктор Себелев: Международная практика по этому поводу имеет весьма неоднозначные, если не сказать, противоречивые результаты. Судите сами. В 2017 году в рамках межправительственной российско-таджикской договоренности был отменен запрет на въезд в РФ, для значительного количества граждан Таджикистана. Воспользовались возможностью, беспрепятственного въезда в страну, более 120 тысяч человек. Прошло менее двух лет – и опять уже более 200 тысяч человек, вновь, оказались в списках «запретников». Без кардинального изменения ситуации, в которой люди нарушают закон, никакие полумеры в виде разовой акции прощения нарушителей - не помогут. А для этого необходим комплекс серьезных правовых, экономических и социальных мер, которые могут быть осуществлены только в условиях организованного набора.



Кому выгодна амнистия?

Виктор Себелев: Предлагаемая миграционная амнистия – это полумера. Она может принести сиюминутное облегчение, но не решить проблему в целом. Кстати, а кому выгодна такая амнистия? Попробуем перечислить основных бенефициаров обсуждаемой акции. Во-первых, работодателям, им амнистия в течение некоторого времени позволит  не тратиться на штрафы и взятки. Во-вторых, посредникам. Количество потребителей фальшивых регистраций, рабских трудоустройств увеличится – к кругу потенциальных клиентов добавится целая армия «амнистированных». Не пострадают и коррумпированные чиновники, с которыми посредники «решают вопросы». А что получат мигранты? Завтра же «амнистированных» мигрантов снова обманут нечестные работодатели, втянут в преступные схемы посредники….. Значит, через два-три месяца потребуется новая амнистия?

Какой-то замкнутый круг получается… Что делать?!

Виктор Себелев: Полагаю, очень важным, что руководители наших стран сделали единственно верный, стратегически важный шаг – взяли курс на создание системы организованного привлечения трудящихся-мигрантов. Как свидетельствует мировая практика, такой путь не быстро, но надежно закладывает основы безопасного и по-настоящему выгодного труда вдали от родины.

Цивилизованная трудовая миграция – это система, в которой упорядочены отношения и обеспечены интересы страны исхода и страны приема мигрантов, иностранных работников и работодателей. В условиях массовых миграций, такая система может действовать только на основе организованного набора. Еще до выезда в другую страну будущий мигрант должен знать, где он будет работать и в каких условиях проживать, размер заработной платы, гарантии для себя и для своей семьи, как в стране трудоустройства, так и на родине. Еще до выезда, ему окажут помощь в изучении языка, основ законодательства и культуры принимающей страны, в получении или  совершенствовании рабочей специальности. Он будет знать, как и где законно защитить свои права. Самое важное, он будет законно и по-человечески жить в другой стране. А в таком случае, нужна ли амнистия тому, кто не является преступником или правонарушителем?

Так может быть, стоит поддержать стратегию организованного набора и всем вместе поработать над ее созданием? А одноразовые акции по отмене запрета на въезд иностранным гражданам, которые почему-то называют амнистиями, несомненно, будут проводиться еще не раз и для трудовых мигрантов из Таджикистана, в том числе в этом году, как только будут согласованы условия и сроки их проведения.

Это правда, что за два нарушения правил дорожного движения, могут выдворить из России?

Виктор Себелев: Для начала, давайте разберемся, кому, как и за что, устанавливается запрет на въезд. Всего можно назвать три категории иностранных граждан, которым устанавливается запрет на въезд:

1. Депортированные из РФ по решению уполномоченного органа (запрет устанавливается сроком на 5 лет):

- за невыезд из страны в течение 3-х дней в случае, если им был сокращен срок пребывания;

- за невыезд из страны в течение 15-ти дней в случае, если им были аннулированы РВП или ВНЖ;

- за несвоевременный выезд из страны в случае, если в отношении их принято решение о нежелательности пребывания в РФ;

- по окончанию срока отбывания наказания в местах лишения свободы по приговору суда.

Правовые основания депортации определены в Федеральном законе №115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

2. Подвергнутые административному выдворению по решению суда (ст. 18.1; 18.2; 18.4; 18.8; 18.10; 19.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ. (запрет устанавливается сроком от 5 до 10 лет):

- несоответствие заявленной и фактической цели визита в страну;

- нарушение правил пересечения границы, транзитного проезда или пребывания в РФ;

- несвоевременная постановка на миграционный учет;

- трудоустройство без патента или разрешения на работу;

- отсутствие документов, подтверждающих право на проживание в РФ;

- уклонение от своевременного выезда из РФ после истечения срока пребывания (проживания), и др.

3. Лица, которые нарушили положения статьи 26 и 27 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"- решением уполномоченного органа по информации, полученной из Базы данных, то есть заочно (сроком от 3 до 10 лет):

- если они имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории РФ или за ее пределами;

- если они не представили полис медицинского страхования, действительный на территории РФ;

- если в период своего предыдущего пребывания в РФ они уклонились от уплаты налога или административного штрафа, или не возместили расходы, связанные с административным выдворением за пределы РФ либо депортацией;

- если неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность или с нарушением режима пребывания в РФ или порядка осуществления ими трудовой деятельности;

- если в период своего предыдущего пребывания в РФ превысили срок пребывания в девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток и др.

Необходимо уточнить, что запретить въезд в РФ, тому или иному иностранному гражданину уполномочено не только МВД России, но и ФСБ России, Минобороны России, СВР России, Минюст России, МИД России, Роспотребнадзор, ФСИН России, Росфинмониторинг (перечень указанных федеральных органов исполнительной власти утвержден постановлением Правительства РФ от 14 января 2015 г. N 12).


Пенсионное обеспечение

Ежегодно на заработки в Россию выезжают сотни тысяч граждан Таджикистана. Точное число граждан, пожалуй, не назовёт никто. По разным источникам, эта цифра может колебаться от 500 тыс. до более одного миллиона человек.  Некоторые трудятся там десятилетиями.  Таджикская сторона считает, что раз мигранты годами работают в России и платят там социальный налог, то эта страна должна либо взять на себя решение этого вопроса, либо таджикские власти получат эти средства обратно и будут выплачивать в виде пенсий мигрантам, достигшим пенсионного возраста. В России же приводят свой аргумент – ежегодно таджикские трудовые мигранты отправляют на родину значительную сумму денег, а значит, таким образом,  вносят свой вклад в республиканский бюджет.

Вопрос о назначении пенсии трудовым мигрантам остается нерешенным: платить трудовым мигрантам не хотят ни в России, ни в Таджикистане

Сергей Абашин, доктор исторических наук, этнолог (Россия, Москва): Для того, чтобы решить этот вопрос, необходимо предварительно решить вопрос легализации трудовой деятельности иностранных граждан и выплат налогов с заработка в пенсионный фонд, которые потом могли бы перечисляться в пенсионный фонд Таджикистана. На данный момент, далеко не все иностранные граждане, трудовые мигранты, имеют легальный статус, покупают патенты, заключают трудовые договора. Но даже плата за патент, это не налог в пенсионный фонд, а аналог подоходного налога, который идёт в распоряжение региональной, а не федеральной власти. То есть быстрого и лёгкого решения проблемы пенсий пока не видно.


Преступление и наказание

Тема трудовой миграции  обсуждается  и в контексте безопасности. Часто с негативным тоном.  Что касается преступности среди трудовых мигрантов, то она в разы ниже, чем среди россиян. Безусловно, любое преступление ужасно, независимо от того, кто его совершил.

Да и, преступность растет тогда, когда люди не находят работу, попадают в тяжелую ситуацию. Человек без работы и без денег, униженный, когда ему не выплатили зарплату а значит, обобрали – вот, портрет потенциального преступника. Если миграция по максимуму будет контролируемой, то и преступлений среди трудовых мигрантов будет намного меньше. Снизить преступность до нуля, вряд ли решаемая задача. Но, главным средством борьбы с преступностью является легализация мигрантов и создание им социальных легальных гарантий.


Относится ли осуждение иностранного гражданина за совершение преступления на территории Российской Федерации к числу обстоятельств, свидетельствующих о наличии реальной угрозы общественному порядку?

Сергей Абашин: Да, иностранные граждане совершают преступления, но они составляют примерно 2-3% от всех совершаемых преступлений. То есть их роль в общей преступности очень небольшая, хотя, конечно, преступления, совершаемые иностранцами, вызывают обычно более пристальное внимание СМИ и общественный резонанс.

Почему так происходит?

Сергей Абашин: Я думаю, это связано, с одной стороны, с бытовой ксенофобией, то есть боязнью и неприятием "чужих". Любое общество имеет представление о «своих» и «чужих» и приписывает «чужим» особо негативные качества и особую опасность. С другой стороны, эту бытовую ксенофобию используют нередко в своих целях политики и разного рода идеологи, которые тоже акцентируют внимание на преступления, совершаемые иностранцами, для обоснования своих политических или идеологических целей.


Таджики в России: сколько их?

Данные о количестве таджикских мигрантов в России всегда вызывают споры. Некоторые наблюдатели считают, что власти специально занижают число таджикских мигрантов в  России. Делается это, по их мнению, для того чтобы приуменьшить их роль в экономике страны. Общий объем переводов таджикских мигрантов из России составляет, примерно 37% - 44% ВВП Таджикистана. Так, за последние пять лет таджикские трудовые мигранты только официальным путем, то есть через банки, перевели на родину свыше 15 миллиардов долларов, что в три раза больше, чем привлеченные республикой прямые инвестиции за тот же период.




Сколько таджикских трудовых мигрантов в России. Президент РФ Владимир Путин заявил о 1 млн. 200 тысяч, а таджикский лидер Эмомали Рахмон говорит, что их всего 480 тысяч. Какие цифры достоверные?

Рахмон Ульмасов: Эти цифры имеют право на  существование по одной простой причине: количество выезжающих из Таджикистана,  последние годы сокращается  в связи с санкциями, отсутствием  достойной заработной платы, безопасности и так далее.  Но в то же время, увеличивается число граждан, которые обосновались в России, получили гражданство, женились, создали  семьи. Например, увеличивается число граждан, которые по программе переселения  переехали всей семьёй.

Мы ожидаем  следующую ситуацию в ближайшее время: во-первых, возможно  сокращение денежных переводов, так как  начинается новый этап миграции, так называемая,  «семейная миграция»; во-вторых, у нас началась реэмиграция, то есть возвращение наших мигрантов. Например, в Душанбе и по всей республике  начался «строительный бум», таким образом, строительные компании приглашают  строителей, которые работали в России, потому что не хватает специалистов такого профиля у себя на родине.


Подготовила Ирина Умарова

Материал подготовлен в рамках проекта, направленного на усиление социально-правовых позиций внешних мигрантов и членов их семей, которые представляют наиболее уязвимую категорию иностранных граждан, пребывающих в Россию из стран СНГ с целью трудоустройства. Основные цели Проекта направлены на усиление правовых позиций внешних и внутренних трудовых мигрантов и их семей, а в случаях нарушения прав и законных интересов, при обращении, их защиту.

«Бюро социально-правовой помощи мигрантам и членам их семей» победитель конкурса ФОНДА ПРЕЗИДЕНТСКИХ ГРАНТОВ, реализуемый с 01.12.2018 по 30.11.2019 в Свердловской области  ассоциацией "Некоммерческое партнерство «Межнациональный информационный центр».




 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

-->